Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 "Ручеёк" с.Сунжа Минераловодского района

Азбука педагога

 

 

 

 

 

Мой девиз:

"Педагог перестает быть педагогом, если не постигает ничего нового!"

 

 

 

 

 

 

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством воспитания, формирования многих качеств, которые необходимы в дальнейшей жизни.

Важное место занимает игра в воспитании детей раннего возраста. Опираясь на способность и склонность малышей к подражанию, педогог побуждает их воспроизводить действия, внимательно присматриваться, вслушиваться.

Активно манипулируя с предметами и игрушками, дети постепенно учатся выполнять несколько взаимосвязанных действий с куклой, делают несожные сооружения из кубиков и т. д.

Совместные действия маленьких детей с игрушками создают условия для общих радостных переживаний, общей деятельности. Часто бывает трудно заставить малыша какое либо движение. В игре же, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполнять самые различные движения.

Игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не отбирая у них игрушки. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельность: вместе рассматривать игрушки, картинки, в месте строить дорожку из кирпичиков и т. д. Здесь зарождается первый интерес к действиям товарища, радость общих переживаний.

Умелое руководство играми детей раннего возраста – сложный педагогический процесс, требующий от воспитателя большого мастерства.

Анализ состояния игровой деятельности в ясельной группе нашего учреждения помогут выявить следующие недостатки. Многие воспитатели считали, что дети и без помощи взрослых умеют хорошо играть, поэтому в ход детской игры не следует вмешиваться. Часто роль педагога сводятся к наблюдениям за внешним порядком, за тем, как дети обращаются с игрушками, к предотвращению конфликтов.

Время, отведенное в режиме для игр, иногда использовалось для других видов деятельности.

Передо мной встал вопрос, как правильно выстроить игровую деятельность и руководство ею. Я составила план, который предусматривал решение следующих задач:

1. Создать наиболее благоприятные условия для развитие игр, разместить игрушки целесообразно.

2. Добиться, чтобы игра стала формой организации жизни детей и средством их всестороннего воспитания.

В начале работы продумала организацию всех режимных процессов, не допуская сокращения времени, отведенного для игр. Совместно с родителями приобрели игрушки для детей, причем подбирали их так, чтобы они содействовали повторению и закреплению навыков, сформированных на занятиях.

Вопрос по созданию условий для всех видов игр с учетом возраста детей рассматривала в начале года. Например, к куклам разной величины давала наборы постельного белья, легко снимающаяся одежда, кукольная мебель, размеры которой позволяют детям играть в удобной позе. Для купания кукол имеются ванночки, ведра, мочалки, полотенца.

В отдельном шкафу размещены дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши, кубики-вкладыши и т. д.

Выделено место для игр, способствующих развитию двигательной активности. Там находятся мячи разных размеров, коляски.

Крупный и мелкий строительный материал размещен удобно и доступно, здесь же помещены игрушки для обыгрывания построек.

Я регулярно наблюдала за игровой деятельностью детей.

На первом этапе своей работы научила детей воспроизводить одно-два разрозненных действия с одной игрушкой, например: кормить куклу, катать ее в коляске.

Иногда малыши затруднялись воспроизвести показанное действие из-за слабо развитой способности к подражанию. В таких случаях был использован не только метод показа, но и метод совместного действия. Например, я вместе с ребенком кормлю мишку и беру куклу, которую держит Даша, и вместе качаем ее, приговаривая: «Вот как Даша хорошо качает куклу Катю. Баю-баю-бай, кукла! Ну, а теперь сама играй, Даша, качай куклу».

Дальнейшее наблюдение показало, что в самостоятельной деятельности Даши появилась игра «Укладывание куклы Кати спать».

В результате применения метода совместного действия дети, особенно застенчивые приобрели уверенность. Усвоение игровых действий идет быстрее, а это способствует обогащению и развитию игр.

В целях совершенствования игровой деятельности я побуждала детей к подражанию действиям окружающих людей путем напоминания совета«Катя спит, положи Катю в кроватку и покачай».

Особое внимание уделяла развитию речевого подражания. Для того использовали потешки и их инсценировки. В процессе действий с игрушками учила малышей отвечать на несложные вопросы: «Где кроватка? Вот кроватка. Кукла Катя будет спать в кроватке – бай-бай. Что делает Кукла Катя? Спит. Скажи: Катя спит».

Впоследствии игровые действия детей приобрели большую устойчивость. Малыши знали места хранения игрушек, могли найти предмет, необходимый для игры: одеяло, чтобы завернуть куклу, тарелку, чтобы накормить ее.

На втором этапе работы круг действий с предметами расширялся. Дети стали переносить действия с одной игрушки на другую, научились выполнять несколько действий подряд. Если ребенок кормил куклу, а катал в коляске только мишку, то теперь в игре с каждой из этих игрушек использовались оба действия.

В раннем возрасте дети быстро теряют интерес к игрушке, сюжету игры. Я показывала новые игровые действия со знакомыми игрушками, помогала усложнять содержание игры. Например, Ярослав катался на лошадке, оставил ее и стал наблюдать за детьми, которые что-то строили из крупного строительного материала. Через некоторое время снова вернулся к лошадке, но не знал, что с ней делать. Я предложила мальчику построить для лошадки заборчик, попросила Карину помочь ему возить кирпичики, а потом вместе накормить лошадку.

Таким образом, я не только привлекаю внимание к игрушке, но и предлагаю сюжет игры, который малыш в дальнейшем развивал сам, а также побудил к совместной деятельности с другими детьми.

Прежде всего, я сама показывала пример доброжелательного, заботливого отношения к игрушкам, всегда правильно оценивала ситуацию, подсказывала ребенку, как нужно себя вести.

Обучая умению игры, не забывала следить за тем, чтобы дети соблюдали определенные правила: не разрушай постройку, помоги товарищу.

Организуя игры «рядом», создавала необходимые условия: предлагала малышам одинаковые игрушки, действия с которыми они хорошо усвоили.

Результаты работы показали, что избранные мной методы работы оказали положительные влияние на игровою деятельность детей раннего возраста.

К двум годам воспитанники могли играть «рядом», использовали игрушки по назначению и самостоятельно убирали их на место. В их действиях стали намечаться элементы сюжетно – ролевой игры.

 

 «Чем занять ребенка в выходной день?»

                                                               

        Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Вечный вопрос,  который задают  родителя —

 « Чем занять ребёнка в выходные дни?». Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д. Предлагаю  несколько простых по содержанию подвижных игр.

1.   «Медвежата». Ребенок ползает на четвереньках, опираясь на ладони и ступни, как медвежата, до корзины, затем берет из корзины мяч большого диаметра, встает, и поднимают мяч вверх над головой.

2.   «Пингвины». Взрослый предлагает ребенку зажать мяч  между коленями и прыгнуть на двух ногах, продвигаясь вперед, как пингвины (дистанция 2 м).

3.   «Сбей кеглю». Ребенок располагается на исходной черте в 2 м. от кегли, в руках у него по одному мячу большого диаметра. По сигналу: «Покатили!» ребенок прокатывает мяч, стараясь сбить кеглю.

Так же предлагаю провести ряд познавательных игр.

 

1.   «Разноцветное меню». Предложите малышу составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трех блюд: помидора, перца, свеклы.

2.   «Маленький Шерлок Холмс». Поставьте перед ребенком 5-7 предметов. Предложите ему хорошо их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться или крепко закрыть глаза, а сами уберите один предмет. Теперь малыш должен назвать исчезнувший предмет и описать его. Потом ваша очередь запоминать предметы.

3.   Лабиринт «Помогите мальчику дойти домой».
— Расскажи, как шел мальчик (необходимо нарисовать лабиринт, с одной стороны лабиринта изобразить дом, а с другой мальчика).

4.   Игра «Накрываем стол для чаепития». Ребенок по словесному указанию взрослого расставляет посуду  —    Чайник — в центре стола, чашки — вокруг чайника. Ложечки — справа от чашек, слева от чайника — вазочка с печеньем, справа от чайника — сахарница. Ребенок выставляет по одному предмету.

5.  Задание «Повторить рисунок».

        Ребенку предлагаются образцы рисования стола и стула на листах в клетку. Ребенок анализирует образцы, а затем самостоятельно рисует их в тетради.

        Можно заинтересовать ребенка игрой с руками и пальцами. Существует огромное количество игр. Вот некоторые из них.

1.Наши пальчики играли        На одной руке

Нам зайчонка показали.           выставлен  указательный палец;

Наши пальчики играли             На двух руках

Медвежонка показали.            кулачки сложены, большие пальцы выставлены

Наши пальчики играли             На одной руке

И лисёнка показали.                 пальцы сложены щёпотью

 

2.Мы делили апельсин            Сжимают и разжимают пальцы в кулаки.

Много нас, а он один                 Показывают  ладошки, большие пальцы вверх.

Эта долька для ежа,                  Поочерёдно

Эта долька для чижа,                 сгибают

Эта долька для котят,                 пальцы

Эта долька для утят,                   в кулак.

Эта долька для бобра,                                                   

А для волка кожура.

 

 

        И пусть это будет всего час полноценного общения – с точки зрения малыша это лучше, чем целый день «полумер». Тем более что любое количество времени можно провести интересно и незабываемо как для ребенка, так и для вас самих. (Только старайтесь закончить игру вовремя, чтобы не пришлось обрывать ее на середине и расстраивать малыша.)

 

 

 

 

 Воспитание сказками и притчами

Пальчиковая гимнастика в стихах

  

  

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"